Интервью для РИАМО

Интервью для РИАМО
Путь художника во все времена был непрост: зарабатывать искусством на жизнь довольно проблематично. В России нет практики предоставления грантов художникам наподобие европейской, также фактически отсутствует галерейный бизнес при дефиците выставочных площадок. Один из немногих способов продвижения молодых художников - это аукционы. О том, как работает аукционный дом, как в целом обстоят дела с живописью в России, и чем искусство отличается от дизайна, в интервью РИАМО рассказал член Союза художников России, руководитель аукционного дома «Артефакт» в Москве Петр Лизунов.

– Петр, каковы, на ваш взгляд, сегодня шансы пробиться у молодых живописцев?

– Это очень непростой и актуальный вопрос. Сегодня, мне кажется, нельзя прийти в искусство «с улицы» и сразу начать зарабатывать своим талантом. Каким бы дарованием ты не был, сперва придется долго и очень активно работать на имя. Только когда тебя и твои работы начнут узнавать, можно начинать мечтать о том, что живопись станет приносить доход, способный тебя прокормить. В западном мире есть практика выделения молодым художникам грантов, так сказать, для "поддержания штанов". У нас же либо творца обеспечивает кто-то другой, либо он сам, прежде чем профессионально заняться живописью, долгие годы делает что-то еще.

В России практически единственная возможность для начинающего художника пробиться – это активное участие в выставках. Это могут быть мероприятия разного масштаба, разного формата. Главное – выставляться. При условиях, что твое искусство интересно, есть шанс, что тебя заметят в определенных кругах. В том числе среди коллекционеров, среди людей, которые интересуются искусством, как с художественной, так и с инвестиционной точки зрения. Хотя в этом плане тоже все сложно. У нас очень мало выставочных площадок. Даже в Москве, по большому счету, есть только ЦДХ, который, как правило, занят какими-то крупными проектами.

– А как насчет частных галерей?

– По моему мнению, у нас этот рынок не сформирован, а точнее, нет культуры, нет правил организации этого процесса. Я считаю, что сегодня галерейный бизнес в России вообще находится под угрозой.
Приведу конкретный пример. Совсем недавно я случайно зашел в бизнес-центр, где увидел выставку одной из галерей. Висят картины, я знаю, кто художники, но нигде на подписи к работе не указано, кто их написал. Казалось бы, ради чего скрывать имена? А все очень просто: галерист понимает, что достаточно потенциальному покупателю узнать автора, и он пойдет искать его в интернете. Люди не хотят покупать у галереи, ведь там в цену предмета входит комиссия. При этом любой художник может завести себе сайт и продавать свои произведения через него.

Собственнику галереи нужно снимать помещение, он несет затраты по организации экспозиции и другие расходы по содержанию выставочного пространства. Он не может заработать, если покупатель напрямую выходит на автора. При этом отечественные художники, как правило, радуются прямым сделкам. В Америке, если галерея занимается продвижением мастера, то с ним заключается контракт, где юридически оговариваются права и обязанности сторон, их интересы всегда защищены. У нас это, как правило, не работает, из-за чего российский галерейный бизнес серьезно страдает. Я, навскидку, не смогу вам назвать галереи, которые сегодня существуют самостоятельно, без какой-либо поддержки.

– Получается какой-то хаос. Правил игры нет, рынка нет. Куда податься молодому художнику?

– Возможно, все не так уж и плохо. К примеру, современное западное искусство – это в первую очередь бизнес. И бизнес этот работает в большой степени на индустрию дизайна. Там давно смылась грань между искусством и дизайном.

Смотришь интерьер: на стене красивое «пятно» на холсте, а создатель этого «пятна» называет себя художником. Мне же кажется, что такое творчество больше относится к дизайну.
В отечественной современной живописи, которая не столь ориентирована на бизнес, крепки традиции русской и советской реалистических школ. Мне лично, это очень нравится. Для меня это – искусство в его настоящем понимании.

– А что сейчас востребовано в России? Чего ищут отечественные любители живописи: дизайнерские пятна или классические сюжеты?

Во-первых, они ничего не ищут. Интересуются тем, что модно, о чем говорят с экранов телевизоров, в интернете, на радио.

Вот сказали, что надо идти на Серова или Айвазовского, они и идут. Но думаю, не всем это действительно интересно. Очень забавно наблюдать, как люди делают селфи: «Я и Айвазовский!».
Во-вторых, все очень сильно зависит от личных предпочтений. Вот, интересна человеку тема моря, завораживают его морские пейзажи, может быть, личные ассоциации из детства или служил в морском флоте, значит, и "марины" его заинтересуют.

Я являюсь сооснователем аукционного дома «Артефакт», где мы уже третий год проводим аукционы. И по личному опыту могу сказать, что успех зависит прежде всего от личных предпочтений людей, которые в данный момент участвуют в торгах. Выделить здесь какие-то тренды невозможно.

– И тем не менее, вы пытаетесь угадать, что может заинтересовать участников аукционов? На что вы опираетесь, отбирая работы?

– Естественно, как коммерческое предприятие, мы заинтересованы в получении прибыли. Хотя это не всегда главная цель, у нас проходят и благотворительные аукционы. Опираясь на свой опыт, мы отбираем наиболее подходящие лоты, для которых высока вероятность продажи. Прежде всего, это должны быть профессионально выполненные, качественные работы. Такой подход формирует имидж аукционного дома. При правильной политике имя площадки может стать знаком качества для ее участников, как, например, это произошло с «Сотбис» и «Кристис».

Затем, мы стараемся понимать наших клиентов. Как правило, к нам приходят одни и те же люди, мы представляем их предпочтения и вкусы, стараемся подобрать то, что будет для них действительно интересно. Предлагаем работы и известных художников, и незаслуженно забытых мастеров, и молодых дарований. На наших аукционах представлены коллекционные вещи разных времен и стилей, для украшения интерьера и коллекционирования. Это позволяет участникам наших аукционов приобрести действительно уникальные предметы искусства, порой за очень небольшие деньги.

Ну, и раз зашла речь о ценах, еще одно требование – стоимость лотов должна укладываться в определенные границы. Начальная стоимость некоторых работ, представленных на наших торгах – от 1000 - 5000 рублей, и это уже с учетом комиссии, средний размер которой составляет 20-25%.

Если предмет соответствует всем перечисленным требованиям, то выставить его на наших торгах несложно. Любой художник, галерея, дилер или просто собственник может обратиться к нам, написав письмо по электронной почте или позвонив по телефонам, указанным на нашем сайте. Если вещь по каким-либо причинам не уходит с аукциона, она возвращается владельцу без каких-либо удержаний и комиссий.

– Получается, что в условиях дефицита выставочных площадок участие в аукционах может стать для современного художника одним из способов продвижения своих работ?

Я уверен, что одна из главных миссий аукционного дома – это именно представление и продвижение современной российской художественной школы и талантливых отечественных художников.
– Думаете, аукцион может стать способом популяризации современного искусства?

– Да, это доступный, а главное, действенный способ. Сегодня аукцион – это одна из форм привлечения внимания к современным художникам, возможность познакомиться с тенденциями в мире коллекционирования современного искусства и антиквариата. Это – прекрасная возможность покупки красивого предмета для своего интерьера за разумные деньги. Люди азартны, и мы предлагаем начать увлекательный процесс коллекционирования через игру, через соревнование. Это не просто: пришел, выбрал, купил. Это действительно интересно! Наши аукционы всегда проходят в стилистике светско-культурных раутов: закуски, напитки, иногда живая музыка. Все это создает определенную атмосферу и позволяет получить максимальное удовольствие от покупки. И при этом погрузиться в удивительный и прекрасный мир искусства.

© РИАМО